Подкинули в храме книжку протоиерея Уминского о Евангелии от Марка. Прочёл пятнадцать страниц предисловия – всё это было когда-то сказано, ничего нового, ни одной свежей мысли. Начал читать Первую главу и прочёл первую страницу.
Вот она. «Евангелие от Марка начинается с пророчества: «Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Далее сам автор пишет комментарии к приведенному им же отрывку. «Перед нами – пророчество об Иоанне Предтече, а слово «Ангел» означает здесь «посланник, несущий благую весть». Иоанн Креститель сравнён с гласом вопиющего в пустыне, с голосом Божиим, возвещающим самые главные слова для каждого из нас.
«Голосом Божиим» принято называть человеческую совесть, которая звучит в нас особенно настойчиво, когда мы чувствуем, что наши сердце и душа стали опустошёнными, когда из них ушло истинное содержание. Это случается, когда человек сделает что-то не то, когда он согрешит, поступит против совести».
Удивительным образом спасаются сегодня иереи. Вместо того, чтобы день и ночь служить людям, зовущих их, они пишут дрянные книжонки. Ясно, что Ангел – это посланник Божий, потому что сам Бог в данном случае говорит: «Посылаю Ангела Моего…» Ничего нового протоиерей нам здесь не сказал и ничем не удивил. Да и не мог сказать – сам текст исчерпывающ. Зато удивил дальше. Он говорит: «Иоанн Креститель сравнён с гласом вопиющего в пустыне», а это совсем не так. Мы не можем утвердительно знать: глас вопиющего в пустыне – чей это глас. Но как вы себе представляете, что это глас самого Иоанна Крестителя? Глас Божий? Согласен. Глас Божий, возвещённый чрез Иоанна Крестителя? Не фантазируйте, отец протоиерей, лучше будет.
Далее – просто безподобно. Отец протоиерей пишет, что «Голосом Божиим» принято называть человеческую совесть в момент прегрешения человеком… И мне хочется спросить: «А Вы сейчас не слышите Гласа Божьего, отец протоиерей? Не слышите, как он говорит Вам: «Молчи уже, дурачок!..» Итак, Глас Божий – это человеческая совесть или сам Иоанн Креститель, или Глас самого Бога, данный нам чрез отца Иоанна? Может быть, всё же Глас Божий – это и есть Глас Божий по существу?
Идите к своей пастве, отец протоиерей, не прегрешайте празднословием, не выдумывайте ничего. И вместе того, чтобы современным попам заниматься чушью – критиковать Церковь за сергианство (никак не уймутся!), лучше бы поучились у него, у отца Сергия (Старгородского) писать научные книги на близкую им по работе тему.
А я, прочитав это и солидаризируясь с выводом автора, вспомнил афористичный стих иеромонаха Романа (Матюшина):
"Любая крайность - в пагубу дорога.
Как много говорящих обо всём.
Мне жаль людей, не ведающих Бога,
И жаль людей, всё знающих о нём.
О богослов, в запретной выси роясь,
За мудрованья - Царства не лишись.
Кто после Правды продолжает поиск,
Тот ищет лжи."