Русские зарисовки-2019. 6. Кострома. Часть 3. Город. 2. Сердце города.
Предыдущие эпизоды:
3. Переславль-Залесский. 1 часть.
3. Переславль-Залесский. 2 часть.
6. Кострома. Часть 1. Усадьба Новинки.
6. Кострома. Часть 2. Усадьба Давыдково.
6. Кострома. Часть 3. Город. 1. Ипатьевская слобода.
Последующие эпизоды:
8. Вологда. Часть 2. Спасо-Прилуцкий монастырь.
9. Тихвин. Завершение путешествия.
Из Ипатьевской слободы двигаемся к центру города и, конечно, не можем миновать Богоявленского-Анастасиина монастыря. Внутри фотографировать нельзя, поэтому остаётся лишь самим любоваться всем этим великолепием. Ныне монастырь женский, он возрождён в 1990 году. В советские годы, как и большинство монастырей павшей Империи, он был закрыт, разорён и частично уничтожен. В здании Богоявленского собора долгие годы располагался Костромской архив, пока в 1982 году не случился пожар, уничтоживший не только исторические документы, но и оставшиеся остатки фресок собора.
На территории монастыря было кладбище, на котором был похоронен в 1910-м году Лев Львович Пушкин. В советские годы кладбище, как водится, срыли, могил не осталось, а ныне там монахинями посажены цветы и стоит общий поминальный крест. Нам позволили заглянуть в этот сад, но сделать фото было невозможно.
Объезжая монастырь, левым поворотом мы свернули на Пятницкую улицу. Следующей нашей целью был дом Пушкиных на углу Пятницкой и Еленинской улиц. В доме жили три поколения семьи, со свадьбы Льва Александровича Пушкина, получившего этот дом в качестве приданого жены, Елизаветы Григорьевны Текутьевой, в 1846 г. и до 20-х годов минувшего столетия, пока новая власть не выселила вдову Льва Львовича Пушкина, младшего сына первого хозяина, с семерыми детьми, и семья не перебралась в Питер.
В советские годы Еленинская улица превратилась в ул. Ленина, да так, по недоразумению, и осталась до сих пор. В нескольких домах от дома Пушкиных в сторону центра по ней доживает последние годы старое здание бывшей мужской гимназии, в которую ходили сыновья Льва Львовича Пушкина, а старший Сергей успел до Смуты закончить её. В 70-е годы 20 века здесь располагалась музыкальная школа. Ныне здание заброшено и разрушается.
В Костроме нередки деревянные дома с затейливой резьбой.
Для детей в Костроме существует терем Снегурочки с интерактивными экскурсиями, связью через «волшебное зеркало» с Дедом Морозом из Великого Устюга, ледяной комнатой на 1 этаже с различными фигурами из льда, где малых детей угостят холодным молочным коктейлем, а больших — чем-нибудь покрепче, налив из ледяного самовара в ледяные же стопки.
Рядом, на склоне волжского берега, расположено одно из Костромских чудес, дивный храм Воскресения на Дебре. (Улица, идущая мимо, называется «Нижняя Дебря»). Церковь, выстроена в середине 17 века на месте древней деревянной, действовала до 1930-х годов, когда, как и большинство других, была закрыта, новые варвары устроили в ней зернохранилище. В 1946 году она была вновь открыта и, потихоньку, восстановлена из мерзости запустения. Более четверти века, с 1964 года, храм был кафедральным собором Костромской епархии, в нём хранилась Фёдоровская икона Божией Матери из разрушенного красными оккупантами в 1934 году Успенского собора.
Храм изумительный, праздничный, радующий душу своим изяществом и красотой.
Колокольня за крыльцом — недавно воссоздана и, вместе с восстанавливаемой Знаменской церковью, принадлежит учреждённому в 1993 году Знаменскому женскому монастырю.
Главная площадь Костромы, Сусанинская.
В центре площади ныне пустота, но так было не всегда. В 1851 в центре площади был открыт памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (скульптор В.И. Демут-Малиновский), вокруг которого в 1900 году был разбит сквер.
В 1918-24 годах красные оккупанты уничтожили памятник. А на недостроенный постамент расположенного недалеко, на территории Кремля, памятника 300-летию Дома Романовых в те же годы всадили статую Ленина.
Память о подвиге Сусанина вновь официально возродилась лишь в 1967 году, когда на краю площади, у спуска к Волге, на месте ранее разрушенной часовни св. Александра Невского был поставлен новый памятник работы Н.А. Лавинского.
Время в Костроме пролетело быстро. Чтобы осмотреть всё и прочувствовать вкус и атмосферу коренной Русской провинции, надо прожить тут не менее недели, неспешно гуляя по старинным улицам, придирчиво выбирая сыр на Сырной бирже, любуясь Волжскими закатами с Муравьёвского спуска, встречая рассвет, зажигающий золотые кресты Воскресения на Дебре, и кожей впитывая сохранившийся здесь, несмотря на всю горькую и страшную историю последнего столетия, русский дух.
А нам оставалось переночевать и с утра отправиться через Ярославль на Вологду, с заездом в удивительное место со сказочным названием Кукобой.
Продолжение здесь.