k_fon_shwahgeim

Category:

Наконец-то появилось официальное мнение Церкви о проекте скандального закона

  Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и  детства в связи с обсуждением проекта Федерального закона «О  профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации»    

  29 ноября 2019 года Совет Федерации  опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике  семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Ознакомившись с его  текстом, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и  детства считает необходимым заявить следующее:

1. По нашему мнению, законопроект содержит целый ряд правовых дефектов, что делает его принятие недопустимым. Его нормы:

– противоречат общепризнанным правовым  принципам разумности, справедливости и равенства, а также общеизвестному  принципу «разрешено все то, что не запрещено законом», вступая тем  самым в противоречие с основаниями российского права;

– нарушают конституционное требование  правовой определенности, что создает «возможность неограниченного  усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а  значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона»[1];

– при применении на практике могут  привести и приведут к грубому и массовому нарушению прав граждан и  семей, защищаемых Конституцией Российской федерации, нормами российского  и международного права, таких как:

  • право на неприкосновенность жизни, личную и семейную тайну[2];
  • право на защиту информации о частной жизни граждан (и семей)[3];
  • право на частную собственность и свободу  пользования ею (включая право не подвергаться лишению собственности  иначе, чем по решению суда)[4];
  • право на жилище (включая право не подвергаться произвольному лишению жилища)[5];
  • право на конституционную презумпцию невиновности[6];
  • право на конституционную защиту семьи,  материнства и отцовства (включая конституционную презумпцию  добросовестности родителей)[7];
  • право на свободное воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и национальными традициями[8];
  • право на уважение к семейной жизни и т.п.

– содержат  положения явно коррупциогенного характера (коррупциогенные факторы в  смысле, определенном ст. 1 ч. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N  172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и  проектов нормативных правовых актов")[9], что «создает условия для  проявления коррупции»[10]. 

Фактически,  законопроект направлен на создание новой системы правовых норм,  параллельных существующим нормам уголовного законодательства и  законодательства об административных правонарушениях (защищающим граждан  от реального противоправного насилия).

Эта новая система  правовых норм предполагает существенное поражение граждан в их правах (в  том числе семейных), сравнимое с ограничениями, налагаемыми на  преступников и людей, совершающих административные правонарушения, и  даже их превосходящее. При этом она исходит из фактической презумпции  виновности лиц, объявляемых «нарушителями», не предполагает для них  никаких процессуальных гарантий, стандартов доказывания предполагаемой  вины. Это представляется совершенно недопустимым.

В силу  неопределенности норм законопроекта практически любое нормальное  человеческое действие может быть признано «семейно-бытовым насилием»,  любой совершеннолетний человек может быть произвольно объявлен  «нарушителем» и подвергнуться «мерам профилактики» имеющим откровенно  репрессивный характер. 

2. Наряду с этими правовыми дефектами, законопроект содержит серьезные концептуальные дефекты, делающие его несовместимым с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.

В частности, он имеет  явную антисемейную направленность, умаляя права и свободы людей,  избравших семейный образ жизни, рождение и воспитание детей в сравнении с  остальными. Несправедливо обременяя семейных людей и родителей,  законопроект, тем самым, фактически вводит особое «наказание за семейную  жизнь».

Такой подход выглядит  крайне странным в ситуации, когда на государственном уровне делаются  заявления о необходимости решения демографических проблем, повышения  рождаемости, защиты и укрепления семьи, возрождения традиционных  семейных ценностей.

Законопроект создает  условия для разжигания внутрисемейных конфликтов, в частности  «бракоразводных войн» (в которых положения аналогичных законов широко  используются в зарубежных странах). Предлагаемые им подходы и его  расплывчатые нормы неизбежно поведут к уничтожению нормальных семейных и  родственных отношений, природа которых предполагает опору на взаимное  доверие и уважение.

Создается ситуация,  когда каждый сможет в любой момент, без реальных оснований,  воспользоваться возможностями системы «профилактики семейно-бытового  насилия» против  своих близких. В такой ситуации межличностными  отношениями начинают править не доверие и взаимопомощь, не любовь и  уважение, а взаимный страх и подозрительность. Все, что сказано или  сделано в семье, между близкими людьми в любой момент может быть  использовано ими друг против друга. Такая ситуация разрушительна для  семейного образа жизни и традиционных семейных и духовно-нравственных  ценностей.

Помимо этого, в  сочетании с уже существующими нормами российского законодательства  (некоторые из которых далеко не совершенны), законопроект создает новые возможности для произвольного отстранения родителей от воспитания детей, разлучения детей и родителей[11].

Положения законопроекта  противоречат основам российского семейного права, а также Концепции  демографической политики РФ на период до 2025 года[12] и Концепции  семейной политики в РФ на период до 2025 года[13], которые указывают на  необходимость укрепления семьи, сохранения традиционных семейных  ценностей, повышения авторитета родителей в семье и обществе[14].

Это крайне опасно,  поскольку, как справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, «семья,  материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков  понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают  непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития  многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в  особой защите со стороны государства»[15].

3. Особую озабоченность вызывает то, что многие соавторы и сторонники  законопроекта добиваются его принятия, широко используя заведомую ложь.  Наш народ убеждают, что российская семья – это просто мрачный застенок и  пыточная камера для женщин и детей. Чтобы создать это впечатление,  распространяются данные, которые выдаются за статистику, но, в  действительности, не имеют под собой никаких реальных оснований.

Нас пытаются уверить,  что в России 40% тяжких преступлений совершаются в семьях, что ежегодно  14 тысяч женщин убивают мужья, что каждый год от семейного насилия  страдают 16 миллионов женщин и т.п. Но при внимательном изучении  оказывается, что эти данные слабо или вообще никак не связаны с  реальностью[16].

С помощью подобных  ложных утверждений неблагонамеренные люди манипулируют общественным  мнением, воздействуя на эмоции доверчивой публики. Они старательно  создают у общества впечатление, что брак и семья – это зло, источник  угрозы и опасности для женщин и детей. Между тем хорошо известно, что  это неправда. Реальные статистические данные убедительно показывают, что  брак и основанная на нем семья – это основная защита женщин и детей от  всех реальных угроз, с которыми они могут столкнуться.

Добиваясь принятия  закона о профилактике именно «домашнего» или «семейно-бытового насилия»,  эти люди игнорируют реальные причины настоящего насилия. Между тем, они  хорошо известны – это кризис нравственного сознания, невнимание к  традиционным семейным и духовно-нравственным ценностям (и пропаганда,  откровенно направленная против них), потребительское отношение к жизни, а  также связанные со всем этим эрозия семейного образа жизни, алкоголизм и  наркомания. Повышают риски реального насилия и стрессовые факторы –  такие, как стесненные жилищные условия семей и экономические  потрясения. 

Вместо решения реальных  проблем общественность убеждают, что источник насилия – дом и семья.  Собственно именно ради этого исторически понятия «домашнего» и  «семейного насилия» и были сконструированы представителями радикальных  антисемейных идеологий, таких, как феминизм, которые сознательно ставили  перед собой цель деконструкции семьи, семейной жизни и всех связанных с  ними традиционных ценностей. Использование подобных понятий лишь  затрудняет понимание и анализ реальных причин социальных проблем.

Антисемейная пропаганда  не поможет решить эти проблемы, снизить количество насильственных  преступлений и правонарушений в быту, в том числе и семейном,  по-настоящему защитить их жертвы. Напротив, она содействует росту уровня  насилия в обществе, подрывая его основу – семью. Такого рода пропаганда  безнравственна, разрушительна и опасна не только для общественной  жизни, но и для национальной безопасности.

4. На этом фоне не вызывает удивления тот факт, что предлагаемый  законопроект активно поддерживают организации, связанные с радикальными  антисемейным идеологиями («ЛГБТ»-идеология, феминизм), а также  значительное количество организаций, официально получающих иностранное  финансирование. В его поддержку также активно выступают некоторые  средства массовой информации и международные структуры, не скрывающие  антироссийского характера своей деятельности.

При этом представители  множества организаций, работающих в сфере защиты семьи и прав родителей,  традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспокоены  этим законопроектом и считают недопустимым его принятие. Считаем, что  законодателям следует обратить внимание на их позицию[17].

5. Как отмечают специалисты, предлагаемые законопроектом меры  неэффективны в предотвращении реального противоправного насилия. Опыт  зарубежных стран показывает, что они едва ли способны предотвратить  преступные действия, одновременно приводя к массовому нарушению прав  невиновных, законопослушных граждан[18].

Действительно  существующие в обществе проблемы, связанные с реальными насильственными  преступлениями и правонарушениями, необходимо решать совершенно иными  методами. Эти методы должны соответствовать принципам справедливости и  разумности, традиционным российским семейным и духовно-нравственным  ценностям, нашей культуре. Они должны быть свободны от влияния  антисемейных идеологий, не наносить вреда семье и не нарушать  основополагающие права родителей.

Учитывая все  сказанное, очевидно, что законопроект «О профилактике семейно-бытового  насилия в Российской Федерации» неприемлем как с правовой, так и с  концептуальной точки зрения. Патриаршая комиссия просит законодателей  отказаться от его рассмотрения и принятия.

[1] Абзац первый п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О

[2] Ст. 23 ч. 1 Конституции РФ.

[3] Ст. 24 ч. 1 Конституции РФ.

[4] Ст. 35 Конституции РФ.

[5] Ст. 40 ч. 1 Конституции РФ.

[6] Ст. 49 ч. 1 Конституции РФ.

[7] Ст. 38 ч. 1 и 2 Конституции РФ в ее  связи со ст.ст. 2 и 17 Конституции РФ (в их обязывающем толковании  Конституционным Судом РФ).

[8] Ст. 18 (4) Международного пакта о  гражданских и политических правах, ст. 13 (3) Международного пакта об  экономических, социальных и культурных правах, Ст. 27 ч. 1 Конвенции  Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах  человека.

[9] Подробнее см.: «Правовой анализ проекта  Федерального закона “О профилактике семейно-бытового насилия в  Российской Федерации”», подготовленный Аналитическим Центром «Семейная  Политика.РФ» - http://www.familypolicy.ru/rep/rf-19-051-01.pdf.

[10] ст. 1 ч. 2 Федерального закона от  17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных  правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

[11] См. там же, с. 19-20.

[12] утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351.

[13] утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р.

[14] См. «Юридическое заключение на  законопроект “О профилактике семейно-бытового насилия в Российской  Федерации”», подготовленное канд. юр. наук А. В. Швабауэр (https://ouzs.ru/news/yuridicheskoe-zaklyuchenie-na-zakonoproekt-o-profilaktike-semeyno-bytovogo-nasiliya-v-rossiyskoy-fed/)

[15] Абзац второй п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 19.01.2010 № 151-О-О и др.

[16] «Правовой анализ проекта Федерального  закона “О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации”»  АЦ «Семейная политика.РФ», с. 21-22.

[17] См, в частности «Открытое письмо»  против принятия законопроекта, поддержанное более, чем 190 российскими  общественными объединениями и организациями: https://drive.google.com/file/d/1UWcmQ_RAFYHeLwvPvpgw7EsV7bW23CZN/view?usp=sharing

[18] См. «Правовой анализ проекта  Федерального закона “О профилактике семейно-бытового насилия в  Российской Федерации”» АЦ «Семейная политика.РФ» , с. 20-21;  «Юридическое заключение на законопроект “О профилактике семейно-бытового  насилия в Российской Федерации”», подготовленное канд. юр. наук А. В.  Швабауэр (https://ouzs.ru/news/yuridicheskoe-zaklyuchenie-na-zakonoproekt-o-profilaktike-semeyno-bytovogo-nasiliya-v-rossiyskoy-fed/)


Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded