Константин (k_fon_shwahgeim) wrote,
Константин
k_fon_shwahgeim

Category:

Егор Холмогоров. Русский человек, который смеется.

Хорошие слова, ни убавить, ни прибавить.


10 ноября умер сатирик Михаил Задорнов. Было время, когда его голос звучал почти ежедневно (то телевидение, то радио, то ролики в Сети), но и в тысячный раз все, что он говорил, было смешно.

Пока коллеги по юмористическому цеху намекали, подмигивали, отпускали шуточки с двойным дном, он буквально ущекатывал каждого, кто его слышал.

Задорнов вошел в нашу жизнь в 80-х, вместе с целой плеядой сатириков, которые за короткий срок высмеяли и унизили все, что только было можно. Он был самым бронебойным — ​публику подкупала его небеллетристичность, манера подавать все как документ и прямую цитату: «Принимай, Родина, серную кислоту».

Разрушать, впрочем, дело нехитрое, и он, несомненно, еще до перестройки внес свой вклад в формирование атмосферы безысходности, общего неверия в собственные силы. Однако затем многие его собратья по перу продолжили отравлять и без того пребывавший при смерти народный организм, а Задорнов пошел другим путем. Дело не только в том, что он остро чувствовал связь со страной, и даже не в том, что сатирик был сыном крупного прозаика, автора романов о русских национальных героях, покорителях Дальнего Востока, адмирале Невельском и графе Муравьеве-Амурском, а в какой-то удивительно русской его жизненности.

Сначала могло показаться, что выступления Задорнова, начинающиеся со слов «ну-у-у наро-о-од» или «только русский человек может…», являются просто еще одной формой русофобской пропаганды. Но вскоре стало понятно, что нелинейность, нетипичность, парадоксальность русского человека и в самом деле вызывает у автора восхищение. Нет, он не обсмеивает, а гордится, причем исподволь, через смех, внушает такую же залихватскую гордость и своим слушателям.

Все окончательно прояснилось на следующем этапе, когда сатирик принялся за американцев. Специалисты по массовой психологии будут защищать диссертации о том, как шутки одного человека стали средством психотерапии для целой нации, которая впала в безысходную депрессию и поклонение загранице. Представление о бесконечном онтологическом превосходстве «белых богов» из-за океана буквально парализовало дух и волю даже очень умных людей, которым внушили, что западный мир теперь навсегда, а мы в нем вечно будем рабами. И вдруг… раздалось задорновское: «Ну-у-у, тупые».

Шли рассуждения о глобализме, империализме, либерализме, экспансионизме, ястребах и неоконах, а он попросту высмеивал США, унижал американцев в наших глазах. И у массового слушателя наступало, наконец, протрезвление: не надо робеть перед ними, а тем более делать их образцом для подражания.

Мы не заметили, как культ заграницы стал уделом почти исключительно героев столичных тусовок, а обычные люди получили прививку благодушного здравомыслия, заостренного против «хозяев планеты». Роль Задорнова в формировании нового патриотического консенсуса, позволившего проводить совсем иную и внешнюю, и внутреннюю политику, трудно переоценить. Огромен был и его вклад в то, что для нас стала абсолютно неприемлема так называемая «политкорректность», его талант был с нею абсолютно несовместим, а значит, подрывал ее ежечасно. «Шовинист», «ксенофоб», «пропагандист» — ​кричали теперь те, кого эти самые качества в «перестроечном» насмешнике вполне устраивали.

К закату жизни Михаил Николаевич увлекся славянским язычеством, «народной лингвистикой» и поисками прародины Рюрика. Агитация его мало кого всерьез соблазнила, а «научная логика» была смешной. Однако поиски прародины оказались более чем достойными, независимо от своей ценности: каждая нация нуждается в красивом мифе о своем прошлом, а задорновская легенда был красива и полна интересных деталей. Его документальный фильм «Рюрик. Потерянная быль», вышедший в 2012 году, посмотрело несколько миллионов человек, и эта картина точно была не менее исторична, чем «Викинг».

Я видел его один раз в жизни, как раз в этот период. Телекомпания НТВ пригласила нас на программу, тенденция которой ясна была уже из названия: «Россия без русских». Мол, у нас нет ничего своего, да и нас — ​тоже нет. Получилось так, что выступать на патриотической стороне баррикад пришлось Задорнову и мне. Я наивно пытался спорить (с кем?), что-то доказывать (зачем?), а Михаил Николаевич с природным ему задором начал говорить словами своего мифа: «Русы это — ​светловолосые воины, которые наводили страх на весь мир…» От него исходило столько тепла и энергии, что если бы я и не знал ничего об этих русах, то все равно начал бы ими гордиться.

Он явно принадлежал к тому очень нашему, родному типу чудаков, которые читают много и дочитываются до Христа, как выражался Лесков в «Однодуме». Задорнов до Христа досмеялся. Перед смертью он успел принести покаяние, собороваться, причаститься, воссоединиться с Церковью и, несмотря на тяжелую болезнь, воспринять кончину безболезненную, непостыдную и мирную, с точки зрения любого верующего человека.

Нам нельзя не помянуть его добрым словом. Последние десятилетия он был настоящей «скрепой», понадежнее многих. Когда человек ставит свой талант — ​во всей его неоднозначности — ​на службу народу, за такое многое прощается.

[Источник]http://portal-kultura.ru/articles/memory/173458-russkiy-chelovek-kotoryy-smeetsya/
Tags: Михаил Задорнов, русские люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments